Posted 20 октября 2010,, 09:00

Published 20 октября 2010,, 09:00

Modified 18 августа 2022,, 20:01

Updated 18 августа 2022,, 20:01

С ногами на стойке

20 октября 2010, 09:00
Новый формат общепита без особых проблем оттянул у челябинских клубов заметную и, пожалуй, самую качественную часть аудитории.
Сюжет
HoReCa

phototimes_4789023.jpgНесколько лет назад традиционное времяпрепровождение молодежной компании, желающей культурно отдохнуть в вечер выходного дня, выглядело примерно так: препати в каком-либо кафе, затем клубная вечеринка, ну а далее — досуг по интересам. Сейчас прокладывать по ночному Челябинску замысловатые маршруты уже необязательно — в столице Южного Урала махровым цветом расцветает сегмент заведений общепита, предлагающих все необходимые составляющие удачного вечера: вкусную еду, выпивку, тусовку и танцы в одном месте. Несмотря на то, что большинство из них прикрепляет к фирменным названиям вычурные приставки вроде арт- и антипаб или салун, все они попадают под одно определение — бар. Ну или, если зарываться в дебри профессиональной классификации, — танцевальный бар.

В сущности, тему челябинские рестораторы уловили одновременно со своими столичными коллегами. «С барами в Москве всегда было плохо — в лучшие времена едва можно было найти два-три приличных места. Но в этом году все изменилось: бары открываются один за другим и тут же обрастают постоянными посетителями», — писала этим летом ресторанный обозреватель столичного журнала-трендсеттера «Афиша» Евгения Куйда. Если заменить в цитате Москву на Челябинск, получится точная картинка происходящих в челябинском общепите изменений. Первой ласточкой намечающегося тренда стал MadFlat bar, открывшийся в Челябинске в середине прошлого года. Под занавес 2009-го стартовал АнтиПаб «The Бочка», где посетителям предложили барную стойку для танцев, живую музыку и танцевальные программы. Ну а дальнейшие открытия заведений такого формата «Курс дела» обозревал едва ли не через номер. Апрель‑2010: открытие нового проекта КРК «Мегаполис» — бара Meet.Point c круглосуточным режимом работы и танцами на стойках. Июль — запуск по соседству с Meet.Point салун-паба «Джеймс Батлер», тоже круглосуточного и тоже с танцами. Август — арт-паб «Ну и Че?», превращающийся по вечерам из питейного заведения в танцевальный клуб. И вполне возможно, что до конца года список челябинских баров пополнится новыми именами: формат востребован. «Если вы хотите посидеть в баре на втором этаже в пятницу и субботу, то 100‑процентно нужно бронировать столик, иначе сесть не получится, — комментировал итоги пятимесячной работы Meet.Point гендиректор КРК «Мегаполис» Александр Одольский. — Да и на первом этаже после восьми вечера лучше заранее позаботиться о гарантированном месте».

Снять и выпить

Причина, объясняющая внезапную популярность баров, лежит не столько в экономической, сколько в демографической плоскости. Новый формат стал актуален тогда, когда сформировалась целевая аудитория. Нынешний среднестатистический посетитель челябинских баров лет восемь-десять назад привыкал к регулярным походам в новые тогда демократичные пиццерии и кофейни. И параллельно усваивал привычку клубиться, благо клубная культура к тому времени не просто докатилась до Южного Урала, но и успела стать модной в массах. К концу 2000‑х он повзрослел, начал самостоятельно зарабатывать деньги. И обнаружил, что выпал из обоймы, поскольку большинство местных клубов ориентируется все больше на молодежь. Неудивительно, что бар, совмещающий достоинства «питейно-едального» заведения и досуговую составляющую, пришелся ему по душе. «Еще несколько лет назад бары в России считались заведениями «для тех, кому за 30» и конкурировали в основном с ресторанами и кафе, — замечает управляющий «The Бочка антиПаб» Александр Доможиров. — Сейчас их аудитория молодеет, и их смело можно отнести к заведениям, рассчитанным на тех, кому за 25».

Заступив на территорию, которая раньше принадлежала клубам, рестораторы пытаются соответствовать новому статусу — банальной дискотекой развлечения в барах не ограничиваются. Здесь постоянно организовывают вечеринки вполне клубного толка: с флаерами и скидками за костюмы, приглашенными ди-джеями и штатными аниматорами. При этом, в отличие от танцевальных клубов, ночные бары в равной степени ориентированы на флирт и танцы, потому и музыкальный формат имеет для них, как правило, второстепенное значение. Нередко музыка фигурирует как фон для межполового общения. Впрочем, это как раз общемировая тенденция: «снять и выпить» — негласный девиз большинства паб-кроссеров или бар-флаеров, шатающихся в пятницу по барам в любом европейском мегаполисе в поисках алкогольных впечатлений и партнера.

7 дней прибыли

Главный плюс барного формата с точки зрения ресторатора — режим работы заведения. Действительно, на зависть владельцу клуба бар работает семь дней в неделю. И в случае удачно выбранного места, оригинальной концепции, сбалансированного меню и адекватной ценовой политики все эти дни он работает не впустую. «Во всем мире общепит за уик-энд зарабатывает больше, чем в будни, — комментирует Александр Доможиров. — Но и с понедельника по пятницу мы, например, продаем по 80 – 100 бизнес-ланчей ежедневно. И это не считая дохода от вечерних посетителей. Да и в пятницу при грамотной организации бар может охватить сразу несколько категорий клиентов. Днем — тех, кто приходит на бизнес-ланчи. Вечером — посетителей, которые заезжают выпить, отдохнуть, послушать концерт, а потом возвращаются в семью. И, наконец, после одиннадцати — привлечь молодежь на вечеринку». По данным самих игроков, конец недели обеспечивает ночному бару при хорошем раскладе минимум 50 – 60% недельной выручки. Остальное заведение зарабатывает в будни. А это в зависимости от обстоятельств от 50 до 30%. И они, как некогда говорилось в популярном ролике мобильного оператора, «не лишние».

Словом, именно то обстоятельство, что бары пришлись ко двору посетителям и рестораторам, заставляет последних смотреть на перспективы развития этого сегмента с оптимизмом. Поводы для недовольства есть разве что у владельцев клубов, ведь барные посиделки со временем могут затмить по популярности диджейские сеты у подавляющей массы платежеспособной аудитории соответствующего возраста. А кому охота зарабатывать лишь на малолетках?

"