Курс дела.
Деловой портал Южного Урала.

Дизайн-субботник / 3 серия: Стиль заповедника «Аркаим» 25 2480

16:496 Мая 2015  Версия для печати

Компания «Отцы» совместно с «Курсом дела» продолжает проект под названием «Дизайн-субботник». Раз в две недели по субботам «Отцы» собираются в своем офисе, чтобы за несколько часов переосмыслить логотип одного из известных челябинских брендов, комментируя ход своих мыслей.
Таким образом, мы, как и в случае с обычным субботником, предлагаем украсить мир вокруг себя, повысить уровень визуальной культуры и продемонстрировать процесс поиска идей и решения дизайнерской задачи.

Дизайн-субботник / 3 серия: Стиль заповедника «Аркаим»

В третьей серии дизайн-субботника ( в первых двух переосмыслению подверглись логотипы «Интерсвязи» и «Солнечной Долины») мы решили обратить внимание на брендинг знакового туристического объекта Челябинской области, России и всего мира — историко-культурного заповедника «Аркаим». Туристический брендинг — важная тема, которая приобрела особую актуальность в последнее время.

Стоит сразу признать, что существующий знак нельзя назвать плохим или непрофессиональным. Это совсем не значит, что айдентика и визуальный облик бренда не нуждаются в серьезном переосмыслении. Главная проблема бренда «Аркаим» состоит в том, что его название в силу разных причин вовремя не стало зарегистрированной торговой маркой. Этот факт привел к появлению огромного количества брендов с аналогичным именем или вариациями на его основе. Поиск картинок по запросу «Аркаим логотип» выдает десятки результатов разного уровня качества, среди которых совершенно невозможно с ходу отыскать самый главный, родительский бренд, а вот это уже по-настоящему серьезная проблема для объекта, являющегося национальным достоянием.

Оказывается, что эта проблема есть не только у нас, почти аналогичная история случилась со Стоунхенджем, и в настоящее время ее активно пытается решить институция под названием English Heritage.

002.jpg 001.jpg

Очевидно, что решение выходит далеко за рамки простой переделки значка, в данном случае это второстепенный компонент, и, сколько его ни переделывай, этот шаг не способен хоть как-то усилить бренд. Существующий символ вполне подойдет для основы, нужно лишь избавиться от лишних деталей, осовременить линии и снабдить его оригинальной и звонкой надписью. Рисуем буквы на стыке стилей и мотивов, достаточно характерные для придания узнаваемости.

Гораздо важнее создать звучный и заметный фирменный стиль, который будет способен выделить объект на фоне агентств недвижимости и строительных компаний со словом «Аркаим» в названии, обозначить его уникальность и значение. Стиль должен объединить и унифицировать визуальное окружение и все, что имеет отношение к бренду, — от сайта и рекламы до сувениров и навигации на территории. К сожалению, сегодня бренду катастрофически не хватает системности.

006.jpg 011.jpg

В этой серии нам вряд ли удастся выдать решение, близкое к финальному, мы лишь сможем заострить эту тему и сделать первый шаг в правильном направлении.

Важно, чтобы создаваемый стиль имел возможность развиваться и жить собственной жизнью. Необходимо аккуратно и с достоинством подойти к каждой детали, вывеске, указателю, табличке у экспоната, чтобы убрать налет местечковости, подчеркнуть масштаб заповедника и его историческое и культурное значение.

Novoselova_Taganay_007.jpgЭльвина Новоселова, заместитель директора национального парка «Таганай» по туризму и экологическому просвещени:

— Прежний логотип «Аркаима» лично на меня особого впечатления не производил. Что касается результатов работы дизайнеров, то я отметила попытку обозначить связь времен и цивилизаций путем выбора клинописного шрифта. Мне кажется, разработчики на правильном пути. Но в предложенном варианте фирменного стиля мне пока не хватает энергетики места, ведь «Аркаим» — это некий узел времени, где прошлое, настоящее и, возможно, будущее сплелись тесно. Это бескрайние степи, древние городища и капища. Все эти ассоциации и должны возникать при взгляде на логотип. В данный момент таких ощущений нет, кроме того, есть определенная похожесть на символику одного из российских заповедников — Хакасского. Впрочем, эти нюансы видны «насмотренным» специалистам, а не обычным посетителям. Я уверена, что если бы это была настоящая работа, а не попытка переосмыслить, дизайнеры со временем решили поставленную задачу и «Аркаим» получил бы стиль, достойный этого невероятно притягательного места.

DSC_0142-16_01.jpgАлександр Брюханов, директор национального парка «Зюраткуль»:

— Мне показалась удачной и актуальной сама идея, а вот результат оставил двойственное впечатление. Примеры, в которых дизайнеры обыгрывают варианты применения нового стиля, вопросов не вызывают: соотносящийся с представлением о Стране городов шрифт, цвета, компоновка — эта часть работы выполнена профессионально и на высоком уровне. Ошибка, которую, по моему личному мнению, допустили дизайнеры, в другом: они оставили непереосмысленным исходный логотип. А в нем, на мой взгляд, корень проблемы: этот деревообразный символ плохо соотносится с тем, с чем ассоциируется «Аркаим», — древним городищем. Ведь что первым вспоминается, когда мы говорим «Аркаим»? Вид раскопа с высоты — круг с радиальными сотами, именно он давно стал неофициальной эмблемой «Аркаима». И, на мой взгляд, вполне заслуженно: все же древний город — это главная ценность заповедника. Если бы за основу работы был взят этот символ, ее результат, по-моему, был бы намного более убедительным.

Дмитрий-Довбня_01.jpgДмитрий Довбня, генеральный директор рекламно-имиджевого агентства «Иероглиф»:

— В целом ход мыслей дизайнеров, несомненно, правильный: «Аркаиму» нужен сильный, современный и убедительный фирменный стиль, усиливающий один из главных наших туристических брендов. Для этого в работе применили, как мне кажется, удачный шрифт — он близок и к рунам, и к клинописи. Теперь о том, что мне кажется спорным. Это логотип. Да, дизайнеры несколько осовременили его: убрали лишние детали в полном соответствии с модными сейчас в графике логотипов тенденциями упрощения и минимализма. Но основную задачу это не решило — к заслуженно растиражированному солярному символу, который давно стал неофициальным логотипом «Аркаима», новый символ так и не приблизился. Если хорошо приглядеться, конечно, можно обнаружить отдаленное сходство, но для этого надо иметь сильное желание. Гораздо явственнее считаются ассоциации с древесным листом, деревом, человеком, который поднял руки над головой. Все это создает смыслы и образы, далекие от ассоциаций с «Аркаимом».

Редакция «Курса дела» и компания «Отцы» выбирают кандидатов на редизайн логотипа самостоятельно на основе собственных критериев. Оплата со стороны выбранной компании не допускается.


Фотографии к статье:

Комментировать



  • Перезагрузить изображение

Статьи по теме:

Страницы: 1 2 3 След.
Комментарии:
  • С
    10:525 Июня 2015 Пожаловаться
    Новый лого отдает какой то пошлостью. Отправить что ли на маркетолухи для коллекции)

    Ах, да. Деревянные конструкции - это конечно дешевле чем металлические, но вы не учитываете как тяжело и дорого поддерживать их в нормально состоянии. А уж про вандалоустойчивость речи нет.
  • Читатель, спасибо. Нет, меня не довели, я просто так многословно пишу, пожалуй, нужно отучаться) со стороны кажется, а на самом деле я просто быстро печатаю). Мы предполагали негативную реакцию. Комментарии позволяют уточнить то, что не влезло в рамки статьи - там дается очень маленький объем.
  • Читатель
    16:1413 Мая 2015 Пожаловаться
    Андрея Брохмана, судя по многословности его постов, довели) Но и в самом деле, какие-то материалы "Курса дела" вызывают волну комментариев, нехарактерных для сайта ни по содержательности ни по уровню агрессии. Народ, реально, докапывается. И не до сути, а по мелочам. А проект-то оригинальный и хороший.
  • Я говорю не про Наталью конкретно. Ее лично что-то задело в наших словах, и я прекрасно могу ее понять, наверняка при личной встрече (если она представляет заповедник), у нас получился бы прекрасный разговор, и даже наверняка, отличный результат, если бы состоялась реальная работа над проектом. Я говорю про очень странную реакцию аудитории в целом. Что плохого мы делаем, разъясните, коллеги? Недостаточно круто? Народ ожидает идеально отфотошопленных мокапов с финальным результатом, продуманных до мелочей? Уровень британских студий типа Wolf Ollins, или Артемия, да святится имя ега, Лебедева, кому что больше нравится?  За трехчасовой "набег"? Ребята, это делается месяцами. Чего они хотят? Может они хотят, чтобы мы вместо работы делали настоящие фирменные стили? Так мы их делаем, сходите к нам на сайт, познакомьтесь с работами.
    Мы призываем всех — если вы хотите, вы тоже можете участвовать в субботнике, это проект - общественный. Можете публиковать свои проекты, публиковать ссылки на них здесь или в фейсбуке.
  • Мне вообще непонятна эта агрессия.
    Народ реагирет очень неадекватно на безобидное и в чем-то благородное начинание, а я никак не могу понять, в чем причина такой агрессии. Типа "меня не спросили, смотрите-ка, выскочки, пиариться они тут вздумали!". Непонятна реакция клиентов, им никто  и никогда  такого не предлагает, сами они слишком хорошо разбираются во всех вопросах, включая дизайн, заказывают непонятно что и где, потом диктуют своим исполнителям как и что поправить, как компьютерной мышкой, в соответствии с их вкусами и "огромным опытом". И радуются. И вокруг нас в Челябинске окружают исключительно прекраные образцы дизайна и "креатива", упаси господи.
    А еще тут же находятся дизайнеры, которые произносят слова "трэш", "убейте дисигнера", "ваш кернинг - ...", "горизонт завален", "вон из профессии". Причем, мало, кто удосуживается прочесть то, что написано, хотя бы, я уж не говорю о том, чтобы попробовать что-то сделать за те же три часа. И вообще, смысл субботника не до всех доходит. Тут же набрасываются какие-то невменяемые. Умеешь лучше - бери метлу, давай мести вместе, это же субботник, чувак!)) А так пришел с горы, ляпнул что-то, удовлетворил свой орган какой-то, и ушел довольный собой. Покажи, что умеешь, я может тебе работу предложу, дорогой.
    Один товарищ сказал, что я недостоин того, чтобы мне прислать портфолио, какой-то по его словам "просто хороший дизайнер".
  • Чак Норрис
    14:1713 Мая 2015 Пожаловаться
    Маркетер, сам в шоке. Знаю только одну Наталью из Аркаима, и это очень крутой человек во всех отношениях
  • Маркетер
    13:3113 Мая 2015 Пожаловаться
    Ну вот, а кто-то эту Наталью,Аркаим защищал от меня на первой странице комментов. Та еще штучка в итоге оказалась в плане адекватности. Но что-то мне подсказывает, что к Аркаиму она никакого отношения не имеет. Просто очередной доброжелатель Отцов. Такие после каждого субботника в комментах выскакивают.
  • Когда идет нормальная работа, то карта, тоже, разумеется делается заново, с топографической точностью, с учетом мирового опыта навигационной функциональности, с мельчайшей проработкой деталей, и чтобы "выглядела стильно", это гигантский труд, на самом деле, поверьте, нам приходилось делать такие карты не один раз. Пиариться нам не сильно нужно, правда, у нас все в порядке, мы предлагаем помощь, которую не предлагает больше никто, причем, это мы умеем делать хорошо. Если бы мы говорили конструктивно, и у вас есть сомнения в нашем опыте, вы могли бы посмотреть другие наши работы, например, на сайте otecandotec.com
  • Тем временем, на портале с нулевой посещаемостью, статью и наши с вами комментарии прочитали 300 человек. Честное слово, это странная реакция с вашей стороны на такое начинание. Мы "хотим пропиариться", ни черта не понимаем, все передрали не построили диалог, выбрали простой путь, изменив только цвета и шрифты, а в Аркаиме все круто с дизайном и брендом.
    В первую очередь, и этот проект, и эта статья, и все мои слова говорят лишь об одном — нужно что-то делать, нужно работать над этим, это нельзя оставлять в существующем виде. Вы не имеете финансовой возможности, а где-то и желания или осознания необходимости самостоятельно обратиться к профессионалам, поэтому мы сами это сделали. Какие к нам по этому поводу могут быть претензии и обиды? При этом мы готовы продолжить, именно в случае конструктивного диалога, причем без денег. Результат, в рамках внимательной работы, которая длится разумное время, будет разумеется, очень сильно отличаться от "первого подхода", сделанного за три часа. Будет возможность глубоко погрузиться в тему, рассмотреть множество вариантов, сделать взрослый, адекватный объекту фирменный стиль, за который не стыдно. Вместо этого мы с вами препираемся непонятно о чем. Вы зачем-то в ответ на констатацию фактов, оскорбляете саму попытку что-то вам сказать.
    Я по-прежнему не против диалога и работы, но только в том ключе, что мы с вами признаем опыт, заслуги и компетенции друг друга. Я нисколько не сомневаюсь в вашем опыте работы, в ваших знаниях о степных заповедниках, могу вас уверить, что в вопросах брендинга сам обладаю более чем 15-летним опытом, и вместе у нас могло бы получиться что-то достойное. Не теряю надежды на нормальный диалог и результат, несмотря ни на что.
  • Наталья, где именно мы выражались оскорбительно? Ей богу, не могу найти ни одного места ни в статье, ни в комментариях. К тому же, я ни разу сказал слова "ребрендинг". Субботник — мероприятие, которое длится три часа. В рамках этого времени переделать карту заповедника не только невозможно, но и просто бессмысленно, вы правы в том, что это задача другого уровня, но она нам вполне по силам, просто требует довольно много времени. Это не входило в планы и противоречит смыслу проекта. Субботник лишь вскрывает существующие проблемы и делает первый подход к переосмыслению. По поводу использования существующего знака — мы также специально отметили, почему мы сделали именно так. Насчет передирания европейских и американских образцов — тоже не совсем справедливо, мы ничего не передирали, а использование чужого удачного опыта — это нормальная практика где бы то ни было, наверняка вы в своей работе тоже от чего-то отталкиваетесь, а не выдумываете на 100% все заново.
    По поводу построения конструктивного диалога, мне не совсем понятно, по-моему, я пытаюсь говорить довольно конструктивно. Я, напротив, предлагаю встретиться и обсудить какие-то вещи, оставляю номер телефона, не прошу никаких денег и подробно отвечаю на все ваши возражения. Вас обижают какие-то наши оценки и отдельные слова, однако вы сами готовы признать, что положение вещей печальное. По поводу самого заповедника мы высказывались только положительно и с уважением.
    Разумеется так глубоко, как вы, мы не знаем специфику работы степных заповедников, да и не можем знать. Повторюсь, у нас есть три часа на работу, и мы изучаем вопрос, насколько позволяет отведенное время. На самом деле, мы изучили определенное количество источников, обратились к знакомым, связанным с этой темой, получили некоторое количество информации. Вы точно также поверхностно знакомы с темой брендинга и дизайна, но это не мешает вам говорить именно в таком тоне и с такой уверенностью о вопросах, которые совершенно вне вашей компетенции. Каждый работает в той области, где он компетентен, а конструктивный диалог как раз предполагает, что при работе над стилем, вы погружаете нас в эту специфику на тот уровень, который нам нужен для проведения ребрендинга, а мы делаем свое дело и обсуждаем с вами результат, аругментируя те или иные решения, руководствуясь своим опытом и знаниями. Получаются партнерские взаимоотношения и хороший результат. А выходит, что вы и в специфике заповедников понимаете и в дизайне, никто вам не нужен, здорово конечно.
    Я бы не стал так резко называть шрифт славянским, если вы имеете в виду надпись "Аркаим". В чем я хорошо разбираюсь, так это в шрифтах и их происхождении, поверьте, этот шрифт имеет очень мало общего со славянской культурой и письменностью. Он построен на разных мотивах, культурах и эпохах. Могу рассказать подробнее, если представится случай. Разжигание межнациональной розни по характерным признакам шрифта тоже кажется каким-то абсурдным, уж простите.
    В карте, которую мы "выставили" в качестве образца, вы сами не видите ничего дурного? Зачем обижаться на очевидные вещи? Разве это не позор? Разве это не нужно менять? Я даже не про отрисовку этой карты или ее стиль, я про ободранную пленку и жалкий вид на объекте мирового значения. Это же не ваша лично вина, здесь очень много виноватых, но не признавать это или обижаться вам, если вы болеете душой за заповедник - в корне неверно. Я предлагаю помощь, вместо этого от вас слышу в ответ какие-то резкие слова.
Страницы: 1 2 3 След.
Комментировать



  • Перезагрузить изображение
Обсуждаемое