Posted 24 октября 2011,, 09:19

Published 24 октября 2011,, 09:19

Modified 18 августа 2022,, 20:01

Updated 18 августа 2022,, 20:01

Для души и бала

24 октября 2011, 09:19
То, что несколько лет назад уместно было назвать танцевальным бумом, перешло в разряд затяжного явления — спрос на услуги танцевальных школ растет год от года, а вместе с ним расширяется и сам рынок.

phototimes_11891969.jpgПримерно до середины 2000-х сферу услуг по обучению танцам в Челябинске сложно было назвать рынком. В основном этим занимались специализированные школы, контингент которых составляли клиенты школьного возраста. Однако постепенно выходцы из бальной индустрии, сформировавшейся в южно­уральской столице еще в середине 80‑х, начали создавать рынок, рассчитанный уже на клиента-любителя. Эту переориентацию спровоцировал растущий спрос со стороны взрослых южноуральцев, мечтающих научиться модным танцевальным движениям. Одним из главных катализаторов танцевального бума стал международный туризм. Натанцевавшись на дискотеках зарубежных курортов до упаду или овладев азами сальсы-бачаты на пляжных мини-курсах, дома челябинцы требуют «продолжения банкета». Еще один катализатор спроса — кино- и телепропаганда. Прежде всего ей поддается молодое поколение — от подростков до студентов, и речь в этом случае идет уже о современных танцах. Но обо всем по порядку.

Первые па

Еще несколько лет назад в Челябинске практически не было танцевальных школ для взрослых. Отдельные программы предлагали лишь спортивные или фитнес-клубы. Так, к примеру, руководство имидж-клуба «Светлана» уже в 2000‑м могло похвастаться бальной школой. Однако чаще всего там обучали азам хореографии. Единственным местом, где горожане, вышедшие из нежного возраста, могли научиться ча-ча-ча или румбе, была школа «Кукарача», где профессиональные бальники давали частные уроки состоятельным любителям. Коммерчески успешным этот проект, к сожалению, так и не стал — уже 6 лет как он почил в бозе. Впрочем, отсутствие предложения напрямую было связано с неустойчивым спросом. Сейчас в это трудно поверить, но в статье, вышедшей в ноябре 2005 г., «Курс дела» писал о сложности создания при танцевальной студии коммерческих классов для любителей. Тогдашние пионеры танцдвижения могли собрать группы от 2 – 3 до, самое лучшее, 10 взрослых пар. Впрочем, довольно быстро ситуация начала меняться. В 2005‑м первые ученики «Кукарачи» открыли свои сольные проекты и, учтя ошибки пионера, предложили челябинскому рынку синтетический продукт из собственно школы танцев и фитнес-клуба. По такой схеме начали работать велнесс-студия Habibi Club, фитнес-клуб ChocoLad, школа танцев «Риверданс». Примерно тогда же Челябинск накрыла волна моды на танец живота. «В 2003‑м, когда Habibi Club только начинал свою деятельность, я стала его первым инструктором, — вспоминает Варвара Зырянова, руководитель школы социальных танцев ART-Мастерской. — И уже буквально через год это направление приобрело безумную популярность, танцу живота начали обучать практически во всех фитнес-клубах». Можно сказать, что именно от моды на танец живота и начал плясать весь танцевальный рынок Челябинска.

От станка до пилона

К настоящему времени dance-рынок представлен довольно большим количеством игроков: порядка 10 школ и студий, имеющих опыт и хорошую репутацию, и примерно столько же новичков. Узкоспециализированные школы можно пересчитать по пальцам. Например, танец живота — основное направление Habibi Club, спец по хип-хопу — Crazy family, аргентинскому танго обучают в Buenos Tangos Club, эротическим танцам — в клубе Acha-Acha. Однако большинство владельцев танцзалов делают ставку на универсальность, предлагая все помаленьку. Cамая высокая конкуренция по так называемым социальным клубным танцам — сальса, бачата, ча-ча-ча, самба, румба и т. д. Пик популярности латины пришелся в Челябинске на 2006 – 2008 гг., хотя и сегодня эти танцы по-прежнему в моде. В последнюю пару лет диким спросом пользуются также современные направления: клубное go-go, хип-хоп, волна которого пришлась на 2010 г., и появившийся еще в 2004‑м и дотянувший до сегодняшних дней эротик-дэнс. Если латине челябинцы обучаются в основном для души, то go-go, хип-хопу и эротик-дэнсу — с вполне определенной целью: для посещения ночных клубов или, в случае с танцами на пилоне, для работы в стрип-барах. Особняком стоит аргентинское танго — его предлагают практически все. И, наконец, классика: парные танцы по бальной программе (вальс, танго), а также основы хореографии преподают либо в узкоспециализированных студиях, либо в школах, заточенных на обучение будущих профессионалов.

Фигура клиентуры

Помимо видового деления все челябинские танцевальные школы можно разбить еще на два типа. Одни рассчитаны на профессионалов, вторые работают с любителями. Бальным танцам в Челябинске обучают в основном со спортивным прицелом (80% школ для детей), а современным — все больше для души. При этом, например, латине преимущественно обучаются девушки и сольно: для парных танцев не хватает мужчин. Самая популярная возрастная категория в специализированных школах по классике — от 3 лет. Разбег в любительских: по хип-хопу — от 7 до 25 лет, по латине — от 18 до 50 лет. Впрочем, среднестатистический возраст клиента «любительских» школ — 35 – 40 лет. Что касается социального статуса, то аргентинскому танго обучаются в основном самостоятельные и состоятельные люди — топы и владельцы бизнесов, а по клубной латине разбег довольно большой: эти танцы привлекают как студентов и молодых служащих, так и руководителей компаний и предпринимателей. Некоторые школы практикуют также корпоративное обучение: нередко из сотрудников, танцующих по этим программам, формируются постоянные группы. Однако контингент любой студии довольно быстро тасуется, средний срок занятий в школе составляет 1 – 2 года. Впрочем, есть примеры и старожилов, отдающих одному и тому же заведению по 5 – 6 лет. С фитнес-клубами все иначе: здесь клиенты, пришедшие на танцевальные занятия, как правило, не задерживаются более чем на 2 – 3 месяца.

Фитнес + танцы

Конкуренция на танцевальном рынке усиливается прямо пропорционально появлению новых игроков. Однако расклад сил, в сущности, остается неизменным — приоритетные позиции занимают сегодня либо те, кто первым закрепился, либо те, у кого больше запас финансовой прочности. К последним, как правило, относятся заведения широкой направленности. Например, в фитнес-клубе ChocoLad, открывшемся 6,5 лет назад, работают как аэробный, так и танцевальный залы. Сегодня здесь основные направления — аргентинское танго и сальса. И в том, и в другом организаторы проекта могут считать себя пионерами. Спрос на непривычные танцы в школе формировали показательными уроками и семинарами, привозили специалистов из других городов. Спустя несколько лет из состава танцующих были сформированы сальса-клуб «Пепо и Фидель», танго-клуб Buenos Tangos Club, и сегодня «Шоколаду» удается сохранять одну из лидирующих позиций по этому направлению. Как, впрочем, и по аргентинскому танго. Не испытывают недостатка в клиентах и в танцевальной студии Fusion, созданной 3 года назад в Holiday Inn и специализирующейся на парных танцах. «Мы открылись перед самым кризисом, — говорит руководитель студии Наталья Мошинская. — С одной стороны, люди начали экономить и меньше времени проводить в путешествиях, но с другой — стали больше оставаться в городе, поэтому у них появилось больше времени и средств на увлечения, в том числе и на танцы». По ее словам, студия растет, сюда приходят состоятельные люди, которым нравится проводить свое свободное время в кругу интересных и успешных людей, приобретающих полезные танцевальные навыки. Ежемесячное обучение в среднем может обходиться посетителям клуба в сумму от 2 до 6 тыс. руб. В принципе оборот челябинских танцевальных школ может достигать миллиона рублей (для сравнения: у московских он может приближаться и к нескольким миллионам). Рентабельность при этом — от 12 до 20% в зависимости от условий аренды или того факта, в собственности помещение или нет.

info.jpg

Новички подгоняют

На этом фоне школам с небольшими оборотами (а таких в Челябинске большинство) приходится довольствоваться малым. Так, Mon Plaisir studio существует уже 4 года, однако о показателях Fusion здесь речи не идет. Количество педагогов в Mon Plaisir, по словам его главного инструктора Станислава Лежнина, варьировалось от 2 (с этого начинали) до 10 (в лучшее время). Сейчас в штате студии 4 преподавателя, каждый из которых ведет несколько направлений. Среднее количество постоянных клиентов — 50 человек, а непостоянных может превысить сотню в сезон и не достичь и полусотни в несезон. При средней цене абонемента в 1,5 – 2 тыс. руб. ежемесячный оборот студии в пиковое время не превышает 100 – 150 тыс. руб., а в период затишья может упасть и до 50. И это при рентабельности бизнеса максимум в 20%. Однако та скорость, с которой размножаются танцевальные школы в Челябинске, говорит о том, что предел насыщения рынка еще не настал. Только в этом году в городе открылось несколько танцевальных школ и студий. К примеру, в мае на танцевальную арену вышла студия Sonata. Здесь сделали упор на интерьер залов (70 и 35 м2) и других помещений студии: профессиональное напольное покрытие, огромные зеркала, фресковая живопись на стенах и т. д. И это понятно: помещение находится в собственности у организаторов проекта. При этом, по словам ее директора Наталии Шаталовой, несмотря на то, что Sonata позиционируется как студия премиум-класса, ценовая политика в сравнении с конкурентами вполне демократичная: стоимость абонемента на месяц 2100 руб., разовое занятие — 300 руб. В студии работают 10 преподавателей, а средний прирост клиентов составляет 40 человек в месяц. Рассчитывают на своего постоянного клиента и в ART-Мастерской, открывшейся всего месяц назад. «В один прекрасный момент мне захотелось перейти на новый уровень, — рассказывает Варвара Зырянова, — открыть собственную школу по социальным парным танцам, т. к. у меня в этом деле есть серьезный опыт». В итоге партнеры по будущему бизнесу наняли 9 педагогов, сняли помещение с двумя залами, отремонтировали и оборудовали их под себя и в сентябре открыли собственную школу. При средней цене абонемента в 1500 руб. в месяц (2 занятия в неделю) здесь рассчитывают на обороты в районе 150 – 200 тыс. руб. Подстраховкой в случае с недостаточным спросом на танцы служит в ART-Мастерской обучение ораторскому искусству и вокалу.

Основные позиции бизнеса

Владельцами танцевальных школ и студий становятся в основном поклонники танцев. И это легко объяснимо: чтобы создать успешную школу, нужно знать весь этот процесс изнутри и, что называется, долго в этом вариться. И уже потом все необходимые бизнес-составляющие. Первое, что требуется при организации такой деятельности, — просторный зал с определенными техусловиями. По словам специалистов, минимальная площадь, которая необходима для организации процесса, — 60 м2, если здесь будут обучаться только дети, и минимум 100 м2 в случае с парными танцами для взрослых и детей. Затем потребуются хороший ремонт (главное — пол) и оборудование класса соответствующим образом (в зависимости от видов танцев — станками, большими зеркалами и т. д.). В большинстве случаев те, кто организует этот бизнес, не вкладывают деньги во внешний антураж. Но, как отмечают некоторые владельцы танцшкол, дорогой и помпезный ремонт не всегда и оправдан. Главное все-таки — состав педагогов. Найти на постоянной основе хорошего педагога, а не хореографа, т. е. не того, кто умеет танцевать, а того, кто может этому на­учить, очень сложно — за них между школами ведется борьба. Как правило, речь идет не о найме на короткий период времени, а о приеме педагога в штат, при этом в 90% школ оплата труда тренеров сдельная, по количеству учеников.

Особенности танцевальной работы

Обучение танцам — бизнес сезонный. Пик приходится на весну и осень, а в сентябре и октябре залы, как правило, забиты битком. Летом, в традиционное время отпусков, и зимой, в новогодний период, — затишье. Впрочем, несмотря на это, режим работы каждый выбирает самостоятельно: часть студий работает круглый год, а другие на лето закрываются. Чтобы спастись в несезон или в периоды спада, танцевальные школы выжимают по максимуму из своих педагогов. Тренеры занимаются постановкой танцев к различным конкурсным мероприятиям, фестивалям. Последние несколько лет стабильно держится спрос и на постановочный танец к свадьбе, новогоднему корпоративу и т. д. Но, как бы то ни было, для постоянной загруженности школ необходимо грамотное продвижение. И если, например, Станислав Лежнин говорит о том, что в этом бизнесе очень важна своевременная и работающая реклама, то, по мнению Натальи Мошинской, лучший способ продвижения — сарафанное радио. А оно работает только в том случае, когда школа соответствует всем необходимым требованиям. Кроме уже перечисленных выше, клиент все больше обращает внимания на дополнительные бонусы. Недаром сегодня в тренде всевозможные тематические вечеринки для постоянных членов клуба и их гостей. «Это определенная культура, — говорит Наталья Мошинская. — Если у человека низкий культурный уровень, он не будет танцевать, не почувствует потребности в этом. А тот, кто занимается своим самообразованием, развитием, понимает, что ему нужно расширять свой круг общения». Последних с каждым годом становится все больше, а значит, рынок услуг по обучению танцам продолжит свое развитие.

Комментарии экспертов

Эксперт_в_Рынки_2.jpgОльга Мещерякова, директор фитнес-клуба «Сафари» (центр красоты и здоровья «Гармония»):

«Рынок танцевальных школ, на мой взгляд, развивается достаточно стихийно. Сегодняшние студии и фитнес-клубы предлагают обширную программу — от классических направлений до ультрамодных современных. Предложение создает спрос, который, в свою очередь, формирует рыночные тенденции. Так, сегодня последними новинками являются арабские танцы, школа танцев на пилоне и все так же активно развивается аргентинское танго. Вместе с развитием услуг свадебных агентств возросла также потребность и в подготовке свадебного танца. К сожалению, на этой волне наряду с добросовестными танцевальными студиями появляются и организации, качество услуг которых оставляет желать лучшего. Позанимавшись в таких школах, люди разочаровываются не только в самой студии, но иногда и в танцах вообще».

эксперт_в_Рынки_Мартыновская.jpgНадежда Мартыновская, владелица фитнес-клуба ChocoLad:

«Когда мы только начинали, шесть с половиной лет назад, дети занимались в бальных и народных коллективах, а взрослые обучались у детских преподавателей. Такого, как сейчас, — тематических танцевальных вечеринок и, главное, танцевальных сообществ — не было. Сегодня же на этом рынке множество предложений. В частности, по аргентинскому танго — эта культура в последнее время очень активно прививается. В «Штолле» по средам вечерами стекаются желающие из всех клубов города и танцуют до закрытия. На театральных сценах города организуются концерты, куда приглашаются профессиональные танго-оркестры из Москвы и шоу-танго-танцоры из Аргентины. Если говорить о сальсе, то, например, наш педагог проводит для сальса-сообщества вечеринки в Las Margaritas. С развитием танцевальной культуры повышается и спрос на услуги по обучению танцам».

Вероника Болтвина, директор ДЮСШ по спортивным танцам «Вероника», президент Городской федерации танцевального спорта г. Челябинска:

Veronika1.jpgНа рынке предоставления услуг по обучению танцам есть два направления. Первое, самое многочисленное, – это фитнесс-клубы, имеющие в своем арсенале различные танцевальные программы. Фитнес-инструкторы ведут занятия, не требующие ни специальной физической подготовки, ни особой одежды. Абсолютное большинство студентов начинают «с нуля». Их цель – получить заряд бодрости, усовершенствовать свое тело, научиться танцевать на любительском уровне. Второе направление – специализированные школы, входящие в Федерацию танцевального спорта России, принимающие участие в официальных соревнованиях и имеющие спортивный статус. Занятия проводят аттестованные танцоры-профессионалы, педагоги, имеющие необходимое образование. Их цель – вырастить профессионалов спорта высоких достижений и массового спорта. Естественно, аудитория этих направлений разная: отличается отношение со стороны клиентов и к занятиям (их количеству и качеству), и к финансированию. Фитнес-центр это малый бизнес, а спорт высоких достижений воспринимается как крупный, однако это верно лишь для рекламоемких, чаще всего олимпийских видов спорта – хоккея, футбола, тенниса, фигурного катания, автомобильных гонок, а с танцами все обстоит иначе. Кроме того, детский спорт высоких достижений организован таким образом, чтобы оптимальная результативность приходилась на юность и зрелость, т.е. подготовка взрослых спортсменов требует многолетней методичной работы. В таких условиях без финансовой поддержки частных инвесторов (чаще всего родителей) и спортивных ведомств вырастить чемпионскую танцевальную пару практически невозможно.

"