Курс дела.
Деловой портал Южного Урала.

На Южном Урале разгорается газетный скандал: редакторы 24 муниципальных газет обратились в прокуратуру. Местные СМИ боятся остаться без денег 1765

00:1929 Апреля 2013  Версия для печати

Поводом для редакторского бунта стала смена принципа субсидирования муниципальных газет.

На Южном Урале разгорается газетный скандал: редакторы 24 муниципальных газет обратились в прокуратуру. Местные СМИ боятся остаться без денег
Руководители 24 региональных изданий обратились с заявлением к прокурору Челябинской области Александру Войтовичу. В нем они просят провести проверку исполнения областным правительством требований Бюджетного кодекса РФ при утверждении порядка предоставления в 2013-2015 годах субсидий редакциям печатных СМИ, а также инициировать ликвидацию АНО «Объединенная редакция «Губерния».

По новым правилам, вызвавшим возмущение представителей местной прессы, право на финансирование из бюджета области получат газеты, распространяемые не менее, чем в 25 муниципалитетах. Естественно, ни одна «районка» таким требованиям не отвечает. Новый принцип финансирования строится на прохождение субсидий через ИД «Губерния», принадлежащий региональным властям. Их представители, в свою очередь утверждают, что субсидирование не только сохранится, но станет более конкретным и справедливым. По словам заместителя руководителя администрации губернатора Александра Полозова, который и курирует эту сферу, субсидия переведена в товарный вид – редакциям будет поставляться бумага, составляющая значительную часть расходов в издательском процессе. Таким образом, субсидии будут «привязаны» к тиражу газет, что исключит финансовые махинации. 

Впрочем, можно понять и претензии редакторов, которые остаются без «живых» бюджетных вливаний. Между тем, качество конечного медиапродукта, который готовят многие провиницальные СМИ, вызывает вопросы не только у одного из заказчиков - областных властей, но и у сторонних наблюдателей. Экс-пресс-секретарь Южноуральска Александр Петраков достаточно хлестко описал свое видение ситуации в блоге: «25 разгневанных редакторов из ассоциации «Пресса» громко и истерично произносят мантры о диктате, об административном давлении, произволе, но в условиях реального административного прессинга с ними не возились бы, не нянчились почти три года – не пытались терпеливо учить, подсказывать, тянуть…». Там же блогер язвительно замечает: «Мещанин во дворянстве» писался явно с этих людей – наёмные работники, чьи издания от половины до девяносто процентов годового бюджета дотируются из средств налогоплательщиков, искренне возмущаются тем, что какие-то чиновники, не проработавшие в районке и десяти лет, вежливо, но твердо требуют от них предоставлять заказчику, спонсору и владельцу ПОСЛЕ размещения в типографии и выхода PDF-версии своих издания не для проверки даже или, не дай боже, цензуры – для обычного констатационного мониторинга».

Впрочем, если отбросить эмоции и посмотреть на ситуацию свежим взглядом, то нельзя не признать — как финансовая, так и творческая эффективность районных газет зачастую вызывает большие сомнения. Наглядный пример — штатное расписание АНО «Редакция газеты «Знамя Октября». В штате районной газеты числится 18 (!) человек. Конечно же, там есть главред, зам главного редактора и четыре обозревателя. Среди должностей указаны такие странные позиции, как редактор отдела — обозреватель, редактор отдела — дизайнер (при этом существует также отдел верстки) и даже редактор по работе с юнкорами. Шесть сотрудников, согласно расписанию, занимаются непосредственной подготовкой журналистских материалов — таким штатом может похвастаться не каждое челябинское частное СМИ, имеющее миллионные рекламные бюджеты. Но в «районке» есть и начальник отдела рекламы, и специалист по рекламе. Оба сидят на окладе, а не на процентах от продаж, получая 20240 и 14600 рублей соответственно. Общие же расходы на фонд заработной платы у «Знамени Октября» составляют 291,5 тысяч рублей в месяц. 

Обращение «разгневанных редакторов» наделало много шуму. Асимметричным ответом со стороны областных властей можно считать интервью главреда «Губернии» Виктора Ласточкина одному из интернет-СМИ. Интервью Ласточкина выглядит весьма забавным. Вот лишь несколько цитат: «Мы стараемся писать обо всем, что происходит в области: кратко, ярко, правдиво», «Когда Михаил Юревич только пришел к власти, районным газетам скидывали тексты. Но тогда это было необходимо. Во многих деревнях люди не представляли, кто такой Юревич, думали, что областью до сих пор руководит Петр Сумин». А вот о сути конфликта, о причинах, побудивших редакторов обратиться к прокурору Александру Войтовичу, в интервью не сказал ни слова. Естественно, подобные откровения оказались не по нраву корифеям из «районок»: Ласточкина вполне обоснованно обвинили в непрофессионализме, лукавстве и полном непонимании ситуации на медиарынке.

К слову, отраслевые эксперты согласны и с этим. Вот цитата из комментария политолога Александра Мельникова по поводу профессионализма «Губернии»: «Устойчивое ощущение: там есть профессиональные навыки, трудолюбие, но нет в достаточном количестве мозгов. К носителям такого диагноза стоит быть снисходительнее. Возможно, я категорически ошибаюсь. Тогда приношу этим людям свои извинения и снимаю шляпу перед их умением строить из себя клинических идиотов». 

В общем, пока что на рынке муниципальной прессы Южного Урала разброд и шатание. Районные газеты, очевидно, ждет сокращение финансирования, а региональные власти, занятые финансовыми вопросами, не особо жаждут повысить качественный уровень муниципальной прессы. Даже если речь идет о вкладке «Губерния», поставляемой в обязательном порядке в районные СМИ. Впрочем, схожая ситуация — сокращение бюджетов и снижение профессионализма — наблюдается и в федеральных печатных СМИ.

Комментировать



  • Перезагрузить изображение

Статьи по теме:

Обсуждаемое